воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Про проблемы стартапов.

Прочитал на прошлой неделе интервьюкомментарии к нему) Дмитрия Калаева, посвященное инициативам по развитию ИТ кластера в Екатеринбурге и проекту redline.  Комментарии, конечно, не представляют репрезентативную выборку, но зато могут примерно обозначить отношение части общества к любым государственным (или даже частным) инициативом. Отношение это можно охарактеризовать одним словом - отторжение. При этом, надо особо отметить, комментаторы не обсуждают сам проект (его цели-задачи-реализацию), а сразу же проходят к наиболее всех волнующих (я бы даже сказал - краеугольному) вопросу - "как такие люди попадают в Правительство"? Собственно говоря именно такие вопросы, по моему мнению, отражают настроения царящие в "коллективном бессознательном" наиболее активной части населения и именно здесь пролегает водораздел между реализацией "американской мечты" и "российской мечты". Что из себя представляет пресловутая "американская мечта"?  Если коротко - создание своего дела и работа на себя (объяснение, конечно, сильно упрощенное, но зато без векторов и косинусов).  "Российская мечта", как мне видится, состоит прямо в противоположном - работа в крупной сырьевой компании (вполне возможно в госструктурах). По крайней мере к такому выводу можно прийти изучая отчеты о чаяниях молодых специалистов.

Посмотрим, как выглядит первая пятерка лучших работодателей по мнению молодежи (данные кризисного 2009 года). А выглядит она вот так:

  • Газпром
  • Администрация Президента
  • Сбербанк
  • Лукойл
  • Роснефть

Сравним с глобальными списком "предпочтительных работодателей" (данные на 2010 год):

           
CompanyRanking 2010
Google 1
KPMG 2
Ernst & Young 3
PricewaterhouseCoopers (PwC) 4
Deloitte 5
Procter & Gamble 6
Microsoft 7
The Coca-Cola Company 8
J.P. Morgan 9
Goldman Sachs 10
L'Oréal 11
BMW 12
Sony 13
Johnson & Johnson 14
The Boston Consulting Group 15
McKinsey & Company 16
Morgan Stanley 17
Apple 18
IBM 19
Deutsche Bank 20
Nestlé 21
Bank of America / Merrill Lynch 22
IKEA 23
adidas 24
Accenture 25
Unilever 26
General Electric 27
PepsiCo 28
Citi 29
UBS 30
Credit Suisse 31
Kraft Foods 32
Bain & Company 33
Heineken 34
American Express 35
Barclays 36
Hewlett-Packard 37
Volkswagen 38
LVMH 39
Shell 40
Toyota Motor 41
Nokia 42
Esso/ExxonMobil 43
Intel 44
Dell 45
Pfizer 46
Ford Motor Company 47
Cisco Systems 48
ING Group 49
General Motors 50

 

Вот и получается, что у высокотехнологичных и инжиниринговых (иностранных) компаний есть постоянных приток свежих мозгов и, соответственно, идей из которых потом вырастают стартапы. А у нас в стране мы вынуждены сталкиваться с "кадровым дефицитом" в силу того, что работа в "больших полугосударственных"  структурах - предел мечтаний и именно отсутствие "питательного бульона" в виде молодых активных граждан в сфере высоких технологий и инженерного дела самая большая проблема которая омрачает работу венчурных компаний. И это подтверждается выводами профильных экспертов:

===

Сегодня в Совете Федерации обсуждают роль технопарков в развитии малого и среднего бизнеса. Заместитель гендиректора Института исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Виктор Харченко в интервью РБК-ТВ отметил, что технопарки нужны лишь как инкубаторы идей, а не как генераторы развития предпринимательства.

Технопарков много, а выбирать почти не из чего. Под вывеской «Технопарк» часто действуют площадки, которые лишь сдают помещения в аренду. А должны предоставлять бизнесу целый комплекс инфраструктурных услуг, чтобы облегчить ему жизнь и развитие. Помимо лжетехнопарков есть и вполне официальные, созданные на государственные средства, но нацеленные лишь на освоение этих средств.

«По нашим оценкам, большинство технопарков в России создается для галочки, – говорит заместитель генерального директора НИСИПП Виктор Харченко. – Сейчас выделяются достаточно серьезные деньги на стимулирование инноваций в стране. И практически все субъекты Федерации заложили у себя такие средства и построили уже или ведут строительство подобных технопарков. По нашим оценкам, их сейчас в стране около 100, и, на мой взгляд, из них около десяти, о которых можно говорить, что они функционируют эффективно».

Одна из проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса, тяжеловесное администрирование. Предприниматели чаще больше боятся не криминальных ситуаций, а необходимого общения с регистрирующими и контролирующими органами. Вопросы возникают и к последовательности вводимых программ господдержки бизнеса. Они принимаются и отменяются достаточно часто, чтобы могли сформироваться стабильные правила игры на протяжении долгого периода времени. И главное – у нас бизнес существует для государства, а не государство для бизнеса. Поэтому частное предпринимательство непопулярно.

«За рубежом любой человек, который занимается собственным бизнесом, это уважаемый человек. И людей когда опрашивают, например студентов вузов, они все хотят стать предпринимателями. Примеры IBM, Apple, Microsoft у них перед глазами, и они хотят повторить путь такой и создать свой технологический стартап. У нас, к сожалению, большинство выпускников планируют и мечтают работать на госслужбе, в какой-то крупной сырьевой корпорации», – сетует исполнительный директор Национальной ассоциации бизнес-ангелов Алексей Костров.

Эксперты констатируют: технопарки нужны, причем чем больше, тем лучше. Но как от идеи до товара путь не близок, так и от финансирования программ поддержки предпринимателей до бурного развития малого и среднего бизнеса должны пройти годы

===

Поэтому речь, по ходу дела, должна вестись даже не о создании кластера и менторстве, а, ни много ни мало, о смене сознания молодежи, но это уже больше идеологическая, чем технологическая задача (как этот процесс прошел в Европе можно посмотреть на примере Реформации).

Грамотные ребята (скорее всего их будут единицы), будут обращаться к активистам (таким, как Дмитрий), но вот удастся ли поставить это дело "на самоорганизующийся поток" - вопрос интересный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий