Не успел, значиться, написать пару заметок про вступление в ВТО и проявление частной инициативы в новых условиях как последовало принятие Государственной думой поправок к федеральному закону "Об отходах производства и потребления" и статье 51 бюджетного кодекса РФ касательно взимания утилизационного сбора с автомобилей. В целя улучшения экологической обстановки, ессесно.
Непонятно с какой страны в этот раз брали пример для разработки подобных инициатив, но уже сейчас ясно, что принятые поправки не соответствуют главной цели подобных инициатив западных стран. Для того, что разобраться с этой целью надо сделать небольшой обзор по теме. Для изучения можно взять три региона - европейский, северо-американский и японский.
В каждом из этих регионов существует свое собственное законодательство регулирующее порядок утилизации автомобилей (в англоязычной терминологии - end-of life vehicles), хотя главная цель подобного законодательства заключается не просто в утилизации автомобилей и всей сопутствующей начинки, но и повторного использования (recycling) полученных на выходе переработки металла, технических жидкостей etc.
Вот что на сей счет пишут англичане
Что видно из подобной постановки вопроса? А видна одна простая вещь - компании, которые занимаются переработкой и утилизацией автомобилей, представляют собой отдельную индустрию и зарабатывают на продаже переработанных материалов. Отсюда сразу вопрос - если утилизирующие компании зарабатывают на этой самой утилизации деньги, то каким боком к сюда относиться потребитель?
А потребитель, который оплачивает один раз при покупке нового автомобиля утилизационной сбор вносит тем самым залог за то, что автомобиль будет самостоятельно доставлен им либо будущим владельцем автомобиля (в случае продажи) на один из специальных полигонов для утилизации. Фактически речь идет о том, что владелец машины разбив ее где-нибудь в тьмутаракани не оставит ее там, загрязняя тем самым природу, а предпримет все меры для эвакуации и утилизации автомобиля.
Ведь в случае эвакуации машины представителями компаний, отвечающих за утилизацию автомобилей, все расходы понесенные компанией владелец "брошенного" автомобиля должен будет возместить (теряя соответственно залог). При этом в случае продажи автомобиля последний владелец, который несет ответственность за правильную утилизацию автомобиля, может получить денежное возмещение (rebate) залога, либо скидку на покупку нового автомобиля.
Какой из этого можно сделать вывод? Вывод, надо сказать, очень простой. Когда речь идет про утилизацию чего-либо (в данному случае - автомобилей) подразумевается, что за "столом переговоров" оказывается четыре стороны - автопроизводитель, покупатель, государство и утилизирующая компания. Самое интересное, что если в России автопроизводитель "по умолчанию" считается индустрией, то утилизирующие компании рассматриваются исключительно, как специализированные организации выполняющие только одну функцию - утилизацию и не рассматривается в качестве отдельной индустрии.
Собственно говоря подобная ситуация подтверждается и принятыми поправками - сборы будут собираться "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти" (пункт №4 статьи 24) и "компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации" (пункт №8 статьи 24).
Получается, что вместо того, что бы воспользовавшись ситуацией (раз уж появилась идея подобной инициативы) дать старт созданию отдельной индустрии переработки материалов, которая могла бы зарабатывать самостоятельно, сняв тем самым с потребителя дополнительные расходы (за счет проработки механизма возмещения "утилизационного сбора" в том или ином виде) и стимулирования приобретения новых автомобилей "утилизационной" сбор будет направляться исключительно только на утилизацию, но не на переработку автомобилей с переносом расходов на конечного потребителя.
В дополнении ко всему расходы на утилизацию будут включены в бюджет и вызовут тем самым дополнительную на него нагрузку, хотя можно было бы проработать механизма взимания платежей и внутренних расчетов на базе СРО или ассоциации производителей и утилизирующих компаний и дать бизнесу возможность договариваться самостоятельно, без привлечения бюджета.
Глядишь, и выросла бы целая индустрия утилизации отходов, от появления которой, уверен, выиграли бы все.
Ссылки по теме:
Текст поправок на сайте Государственной думы
End-of-Life Vehicle Recycling: The State of the Art of Resource Recovery from Shredder Residue (US)
Law for the Recycling of End-of-Life Vehicles (End-of-Life Vehicle Recycling Law (Japan)
Комментариев нет:
Отправить комментарий