среда, 13 июня 2012 г.

О ценах на бензин.

Не успел вернуться на Родину как меня "порадовали" высокими ценами на бензин, подскочившим курсом доллара и кошмарами "вообще". Одним из самых наболевших вопросов, который задают с завидной периодичностью - с какого перепугу растут цены на бензин если цена на сырую нефть падает - как такое вообще может быть?

Об вопрос ценообразования конечного продукта, если честно, сломали столько копий, что "хоть закуривай". Но разбираться с этим вопросом, все равно необходимо - для общего, так сказать, понимания.

Для начала необходимо понять - каким образом мыслит обычный рядовой гражданин. А мыслит от очень просто и выше об этом уже кратко сказано - если падает цена на сырье, то и конечная цена на товар также должна падать.

Если перевести эти ожидания в математические отношения, то получим следующее:

расходы промежуточных этапов создания товара (себестоимость, cost of goods) + добавленная стоимость = конечная цена товара

Соответственно, уменьшение расходов на промежуточных этапах (они же - производственные факторы) на некую дельту должно привести к следующему

(расходы промежуточных этапов создания товара (себестоимость, cost of goods)) - (полученная дельта от снижения цен на материалы) + добавленная стоимость = конечная цена товара

По логике конечная стоимость для потребителя должна снизиться как раз таки на величину дельты (или хотя бы близко к ней), но, как мы видим, этого не происходит.

Ответ на этот вопрос сформулировал родоначальник т.н. "австрийской школы" Карл Менгер (Carl Menger), который сделал предположение о том, что надо рассматривать математическое отношение не слева направо, а с точностью до наоборот.

Основной идеей Карла Менгера было то, что конечную цену продукта определяют не расходы промежуточных этапов, а конечная цена продукта определят расходы промежуточных этапов. Казалось бы - ну масло маслянное - в математике так не бывает.

Ведь если левая сторона математического отношения меняется, то должна меняться и ее правая часть. Но в том-то и дело, что мы имеем дело не с математикой, а людьми (как ни крути - без них никакой экономики не будет) и их потребностями, которые очень трудно вогнать в "прокрустово ложе" скучных математических формул. Для иллюстрации вышесказанного можно привести пару примеров, что бы показать - как трудно "откатываться" к исходным позициям.

Пример первый - табакокурение. Сначала человек начинает с одной сигареты в день, затем он втягивается и его спрос постепенно растет - две, три, полпачки, пачка в день. В определенный момент человек понимает (или ему говорят - пора, типа, завязывать), что надо бросать курить. Ну или хотя бы снизить потребление табака. Вот здесь-то обычно и выясняется, что сделать это не так просто - поднять спрос и расходы легко, а сделать "обратный откат" к исходному состоянию - уже не так-то просто.

В экономических терминах снижение цен называется дефляция и считается бОльшим злом, чем инфляция, т.к. приводит к убыткам производителей.

Пример второй более многоплановый и сложный - создание рабочих мест во время расширения производства. Подобные инициативы бизнеса по созданию рабочих мест в любой стране мира принимаются "на ура" и все, как правило, ужасно довольны таким развитием событий. Но иногда, как известно, происходят события прямо противоположные - сокращения рабочих мест (из-за кризиса или перевода производства за рубеж).

Здесь наблюдается та же картина - болезненное возвращение к исходному состоянию. Как тут не вспомнить байку про борьбу с бюрократическим аппаратом - каждый новый виток борьбы приводит лишь к очередному распуханию этого самого аппарата :)

Резюмируя пост можно сказать - не так-то просто избавиться от однажды сформировавшихся привычек (вредных или полезных) и не так-то просто сократить однажды раздутое потребление, а это уже как раз прямым образом и влияет на ту цену, которую человек согласен заплатить.

P.S. Новая идея Минтранса по регулированию рынка авиаперевозок, думаю, обернется очередным повышением тарифов, причем не по причине роста цен на авиакеросин, а по причине перераспределения уже существующих и понесенных перевозчиками издержек, выраженных в "старых" ценах.

Особенно, конечно, умиляет фраза

Чиновники полагают, что риски на такую сумму авиакомпании закладывают в стоимость авиабилетов, заставляя "добросовестных пассажиров" переплачивать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий