воскресенье, 13 мая 2012 г.

Про элиту.

Некоторое время назад написал пост "Нож в спину Евросоюза" в котором коснулся темы перераспределения ресурсов на примере финансовой системы Евросоюза. Главным действующим лицом в схеме перераспределения являются различные группы национальных  элит, представляющие собой наследственную аристократию (nobility).

Тема это далеко не новая и есть масса исследований посвященных этому вопросу. Вот, к примеру, книга про итальянскую элиту - Aristocrats in Bourgeois Italy: The Piedmontese Nobility, 1861-1930, с отрывком из которой можно познакомиться здесь (pdf).

Но Европа Европой, а как же Новый Свет? Каким образом там формируются группы элит и что лежит в основе этого процесса? Учитывая то, что американцы с самого начала освоения нового континента всячески пытались уйти от повторения структуры европейского общества и социальных институтов (борьба против центробанка, свобода совести) они все равно были вынуждены формировать систему подготовки лидеров и элитных групп.

И такая система была создана по образу и подобию греческих "гимнасий", но не в плане физических упражнений, а в большей степени просветительском (Платон, Аристотель). При этом стоит отметить, что подобная система не была сформирована "сверху" по чьему-либо приказу, а повторила те структуры, которые так или иначе наследовали все европейские страны через греко-романскую традицию.

Каким образом непосредственно проходил процесс формирования подобных групп можно почитать у Франклина.

Учитывая то, что процесс формирования групп так или иначе связан с учебным процессом (просвещение) неудивительно, что наиболее престижные студенческие братства содержат в своем названии прямые отсылки к греческой традиции. (Greek system)

Вот точка зрения Веблена на сей счет:

The college sports, which have so great a vogue in the reputable seminaries of learning today, tend in a similar direction; and, indeed, sports have much in common with the devout attitude of the colleges, both as regards their psychological basis and as regards their disciplinary effect. But this expression of the barbarian temperament is to be credited primarily to the body of students, rather than to the temper of the schools as such; except in so far as the colleges or the college officials—as sometimes happens—actively countenance and foster the growth of sports. The like is true of college fraternities as of college sports, but with a difference. The latter are chiefly an expression of the predatory impulse simply; the former are more specifically an expression of that heritage of clannishness which is so large a feature in the temperament of the predatory barbarian. It is also noticeable that a close relation subsists between the fraternities and the sporting activity of the schools. After what has already been said in an earlier chapter on the sporting and gambling habit, it is scarcely necessary further to discuss the economic value of this training in sports and in factional organization and activity.

Что дает наличие подобной системы для общества? А дает эта система важную и нужную вещь - формирование "готовой к употреблению" команды, которая обладает знаниями в разных областях.

Учитывая же тот факт, что таких "команд" не одна, не две и даже не три - это свидетельствует о наличии между этими группами очень сильной конкуренции и внесение понятия "конфликта интересов" на самых ранних стадиях формирования будущих лидеров. Отсюда и возможность очень быстрой сменяемости команд на всех уровнях власти и, в целом, "подвижная" социальная и политическая среда.

Теперь вопрос - каким боком эти знания относятся к России? С моей точки зрения - самым прямым. У нас в стране отсутствует, как "наследственная аристократия" (европейская система), так и система формирования лидеров со стороны гражданского общества (американская система).

Результат отсутствия подобных систем у нас, думаю, очевиден всем и не стоит особо удивляться тому, что во власть приходят люди из структур с сильными "корпоративными" традициями.

P.S. Что интересно - когда перед советскими руководителями встала необходимость создания групп элиты, то процесс формирования партноменклатуры стал просто вопросом времени, но вот в какой степени этот "элитный " класс приблизился к уровню европейской "наследственной аристократии" сказать очень трудно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий