За последнее время тема наказания за совершение действий по отношению к социальным институтам приобрела особую остроту. Последним из таких резонансных событий стало проведение "панк-молебна" группой Pussy Riots в Храме Христа Спасителя в Москве и, как того и следовало ожидать, общество разошлось во мнениях. Кто-то призывает "пожурить и отпустить" активисток, кто-то - посадить на кол, как "дьявольское отродье", третьим - вообще по-барабану все эти события ("моя хата с краю", короче говоря).
При всем многообразии обсуждений на телевидении, радио, социальных сетях и блогах нигде не встретил (может быть не там или не так искал) обсуждение вопроса - что такое наказание, каким образом произошло формирование системы наказания в обществе и зачем оно вообще нужно. Для того, что бы стало яснее сформулирую и обрисую каким образом формировалась система наказания и что лежит в ее основании.
Для начала можно рассмотреть два примера из военной истории и дикой природы, что бы отметить общие черты поведения, которые можно проследить в повседневной жизни. В качестве первого примера можно взять греческую историю или историю викингов у которых считалось позорным делом во время войны оставить трупы поверженных и не захоронить их согласно обычаям.
Даже во время схватки, когда появлялись первые трупы каждая из сторон в обязательном порядке пыталась оттащить своих раненых и убитых в безопасное место для того, что бы над ними не надругался противник (вспомнить, хотя бы знаменитого царя Леонида и то, что с ним сделал Ксеркс).
Следующий пример уже будет из дикой природы - защита от хищников со стороны более слабых животных. К примеру, когда на стаю бабуинов нападает лев, то самые сильные самцы защищая свое потомство нападают на него и задают ему трепку, стараясь при этом в случае убийства своего собрата оттащить его труп в безопасное место. Казалось бы, поведение в случае, скажем так, экстремальных ситуаций, у зверей и у людей схожи, но что лежит в ее основе?
В основе поведенческих мотивов и у тех и у других лежит задача формирование устойчивой связи у противника "напал на наших - получил в ответ по шее" и, самое главное, формирование у противника установки "мы - не жертвы, с нами лучше не связываться". Собственно говоря принцип "кровной мести" у стабильных, зачастую закрытых, этнических групп - это как раз проявление подобного рода ответной реакции на внешнее давление.
Вся же остальная судебная и правовая система была выстроена с одной целью - вывести "жертвенные" мотивы с уровня инстинкта самозащиты и перевести его в плоскость официально признаваемого суда, что возможно только при наличии хоть какого-то прототипа иерархии и государственности.
Фактически речь идет о том, что формирование защитных механизмов с отдельного гражданина или группы на себя замыкает государство посредством судебной системы и это, надо признать, позволяет развести стороны по разным углам ринга и предотвратить самоистребление, когда в ответ на силовые действия с одной стороны, другая сторона также усиливает свое давление на противника.
Ну а в истории, благо, достаточно примеров, когда из-за кровной вражды исчезали или хирели еще вчера полные сил кланы или семьи и недаром зазвучали призывы к примирению, потому что если не договориться миром градус противостояния будет только увеличиваться и ни к чему хорошему не приведет.
Из примера античной Греции хорошо известен факт - Афины и Спарта во время Пелопонесской войны довыяснялись и измотали себя до такой степени, что их звезда закатилась навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий