В прошлом году основательно приналег на литературу и не всегда успевал отписываться по теме прочитанного. Одним из самых, не побоюсь этого слова, противоречивых моментов у Веблена оказалась глава про анимистическое мировосприятие и его влияние на экономику. Вот что, в частности, он пишет:
===
The immediate, direct effect of the animistic habit of thought upon the general frame of mind of the believer goes in the direction of lowering his effective intelligence in the respect in which intelligence is of especial consequence for modern industry.
===
===
The consumption of ceremonial paraphernalia required by any cult, in the way of shrines, temples, churches, vestments, sacrifices, sacraments, holiday attire, etc., serves no immediate material end. All this material apparatus may, therefore, without implying deprecation, be broadly characterized as items of conspicuous waste. The like is true in a general way of the personal service consumed under this head; such as priestly education, priestly service, pilgrimages, fasts, holidays, household devotions, and the like. At the same time the observances in the execution of which this consumption takes place serve to extend and protract the vogue of those habits of thought on which an anthropomorphic cult rests. That is to say, they further the habits of thought characteristic of the regime of status. They are in so far an obstruction to the most effective organization of industry under modern circumstances; and are, in the first instance, antagonistic to the development of economic institutions in the direction required by the situation of today. For the present purpose, the indirect as well as the direct effects of this consumption are of the nature of a curtailment of the community's economic efficiency. In economic theory, then, and considered in its proximate consequences, the consumption of goods and effort in the service of an anthropomorphic divinity means a lowering of the vitality of the community. What may be the remoter, indirect, moral effects of this class of consumption does not admit of a succinct answer, and it is a question which can not be taken up here.
===
В двух словах - чем больше распространен анимистистический взгляд на вещи - тем меньшая "эффективность" наблюдается в промышленности и, соответственно, наоборот - чем больше распространяется рациональный взгляд на вещи, тем меньше места остается для "души". Что интересно, те страны, которые идут по пути повышения производительности труда рано или поздно сталкиваются с кризисом в религиозной сфере. Для примера, можно привести Швецию (как страну, традиционно придерживающийся своего "третьего пути")
===
Швеция будет избавляться от церквей. Содержать многочисленные постройки не на что — в стране, согласно опросам, свыше 80 процентов жителей относят себя к числу атеистов. Заманивать паству приходится такими методами, которые вряд ли бы одобрили основатели протестантских течений. В местах отправления культа открываются SPA-салоны и центры китайской медицины. Профессор этики шведский пастор Ханс Берье Хаммар обратился с открытым письмом к соотечественникам, в котором предложил взрывать церкви или найти им иное применение: сделав из них кафе, пиццерии, жилища, промышленные объекты. В Швеции насчитывается 3 384 церковных построек. В лучшем случае полтысячи из них используются для богослужений раз в месяц. Швеция является наименее религиозным государством Европы.
===
и Германию, в которой все же был баланс между протестантами и католиками
===
Трир, Германия, 26 ноября, ENI/Благовест-инфо. Количество верующих двух крупнейших конфессий Германии - католиков и протестантов - продолжает сокращаться. Евангелическая Церковь в Германии (ЕЦГ), самое большое объединение протестантов в стране, впервые после объединения Германии в 1990, сократилось до менее чем 25 миллионов прихожан. В конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24.83 млн. верующих (при общем населении Германии 82 млн. человек). За последние пять лет количество немецких протестантов сократилось более чем на миллион. За один только 2007, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов уменьшилось приблизительно на 268 000 человек. Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало, но меньше чем в ЕЦГ. Общее количество католиков составило 25.46 млн., что приблизительно на 224 000 меньше, чем в 2006 году. Остается неясным, что в большей степени влияет на сокращение числа верующих в Германии: демографические факторы или финансово-экономические проблемы.
===
Странным для меня показалось вот что - Макс Вебер в своей "Протестанской этике и дух капитализма" писал, что в свое время Реформация сыграла одну из ключевых ролей именно-таки в становлении индивидуализма и "раскрепощению" конкуренции, которая, как считается, как раз и вела повышению общего благосостояния европейских стран (а затем, после гражданской войны в Англии - и в США).
Комментариев нет:
Отправить комментарий